Что делать, если любимое чадо не реагирует ни на какие уговоры и просьбы и открыто демонстрирует свое непослушание? Нужно ли вообще
наказывать детей и, если да, то как это сделать правильно? Как добиться, чтобы
ребенок изменил нежелательное поведение и при этом не испортить с ним
взаимоотношения, не лишиться взаимопонимания?
Здесь вы можете посмотреть отрывок из телепередачи "Советы и мнения", посвященную теме "Стоит ли наказывать ребенка?".
Уважаемые читатели! Мне очень интересно ваше мнение по данному вопросу. Пишите.
Уважаемые читатели! Мне очень интересно ваше мнение по данному вопросу. Пишите.
Каких наказаний
боятся дети?
О неприемлемости телесных наказаний и о пагубном влиянии их
на хрупкую детскую психику написано немало умных и полезных книг. Здесь же
хочется заметить, что каждый раз, наказывая детей физически, взрослый
демонстрирует свою несостоятельность как воспитателя. Хотя вряд ли найдется
много родителей, которые ни разу не шлепнули любимого сорванца по мягкому
месту. При этом нельзя забывать, что дети зачастую больше боятся не столько
телесных наказаний, сколько таких взысканий, как: крик, долгие нотации о
нравственности, запрет на общение с друзьями или на любимое
времяпрепровождение, лишение долгожданных подарков и приятных событий.
Справедливость
наказания
Очень важно, чтобы с самого раннего возраста ребенок понимал
справедливость наказания и ощущал причинно-следственную связь между его
поступком и действиями родителей. Хорошо, если вы вместе с ребенком сможете
определить, какое наказание будет честным за то или иное совершенное злодеяние,
и в дальнейшем будете придерживаться установленных правил.
Страх наказания и
ложь
Часто ребенка страшит не сами воспитательные действия со
стороны родителей, а неопределенность, непонимание, что будет, когда родители
узнают. Поэтому ребенок будет все больше и больше запутываться в паутине
обманов, лишь бы отсрочить момент взыскания за сделанное. Если же ребенок
знает, что за полученную двойку ему придется потратить два дополнительных часа
на подготовку уроков, а за порванные штаны – помочь маме по хозяйству, то
большого смысла в придумывании невероятных небылиц или в сокрытии произошедшего
у него не будет. Смысла становится еще меньше, если дети четко понимает, что
при обнаружении их проступка и дальнейших обманов, наказание будет и за то, и
за другое.
Наказывая детей, не
навреди!
Еще несколько слов о том, как лучше не наказывать детей. К
сожалению, часто, сами того не замечая, мы своими словами, своими попытками
достучаться до совести провинившегося только ухудшаем ситуацию. Мы в запале
говорим то, что не только не исправляет положение дел, но и ведет к дальнейшему
нарастанию конфликта и усугублению проблем. Вот несколько типов высказываний,
которых нужно обязательно избегать в общении с детьми:
• обличение личности провинившегося, указание на недостатки
в целом, а не на конкретные ошибки в поведении («Ты бессовестный» вместо «Ты
вел себя так, как будто тебе не стыдно за свое поведение»);
• сравнения со значимым человеком («Весь в отца – такой же
обманщик и болтун»);
• использование всевозможных пророчеств («Вот помяни мое
слово: твоя ложь тебя погубит»);
• частые апелляции к прошлому («Ты, как и раньше, не сдержал
своего обещания»);
• обобщения («Ты ничего не умеешь»);
• скрытое, порой и от самого
говорящего, программирование и внушение («Если ты сейчас меня так обманываешь,
то что будет дальше?»).
Как нельзя:
НАКАЗЫВАТЬ ребенка нужно только с холодной головой и
обязательной любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости, такие как
подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще
не остыв и соответственно не соразмеряя меру наказания к самому проступку.
Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое
настроение, раздражительность, вымещают на них свои собственные неудачи. Это
совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и
травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А
ведь для нас главное — чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.
Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не
хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную
работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать?
Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних людей. Ведь
вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных
детей нет ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.
Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например,
сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не пошли
в зоопарк, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже
преступников не судят дважды за одно преступление.
Как можно:
ОБЯЗАТЕЛЬНО наказание должно быть адекватно проступку. В
любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше
ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться
самому воспитателю.
Физическое наказание возможно
лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т.
д. Но во всех случаях даже за самым жестоким проступком следует не только
наказание, но и прощение.
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни
психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако
наказывающий забывает подумать…
1. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не
наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
2. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу
необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё
сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка
заслуженной похвалы и награды.
3. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать
запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок
давности правонарушения.
4. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница
перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.
5. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была
вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над
его слабостью, как унижение.
6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание
подействует в обратную сторону!
7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он
должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
1 коммент.:
Наказание, как и поощрение должно иметь место, нр нужно знать меру в обоих процессах.
Отправить комментарий